Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.
Успешность адаптации первоклассника влияет на его
школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.
Длиться адаптация может до нескольких месяцев.
Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши
наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе.
Анкету можно использовать несколько раз:
например, в конце каждого месяца.
Что делать, если результаты анкетирования
показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию?
Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на
вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего
ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад».
Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более
всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых
правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с
одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте
совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность
отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на
уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности
ребёнка, в налаживании его режима дня.
Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст
схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы
можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно,
понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с
хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов
(невропатолог, кардиолог).
Анкета для родителей первоклассников
«Адаптация ребенка к школе»
Данная анкета направлена на определение уровня
сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к
школьному обучению.
Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов.
Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
· неохотно (ДА)
· без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму?
Принимает ли как должное новый распорядок?
· пока нет (ДА)
· не совсем (ВДА)
· в основном, да (А)
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
· скорее нет, чем да (ДА)
· не вполне (ВДА)
· в основном да (А)
4. Часто ли ребенок делится с вами школьными
впечатлениями?
· иногда (В ДА)
· довольно часто (А)
· затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих
впечатлений?
· в основном отрицательные впечатления (ДА)
· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
· в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на
приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).
7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении
домашних заданий?
· довольно часто (ДА)
· иногда (В ДА)
· не нуждается в помощи (А)
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
· перед трудностями сразу пасует (ДА)
· обращается за помощью (ВДА)
· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
· настойчив в преодолении трудностей (А)
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу,
найти и исправить ошибки?
· сам этого сделать не может (ДА)
· иногда может (ДА)
· может, если его побудить к этому (А)
· как правило, может (А)
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу,
обижается на них?
· довольно часто (ДА)
· бывает, но редко (ВДА)
· такого практически не бывает (А)
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без
напряжения?
· нет (ДА)
· скорее нет, чем да (ВДА)
· скорее да, чем нет (А)
А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА —
дезадаптация.
При обработке результатов анкеты подсчитывается
количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации
первоклассников к школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий